27 апреля 2015 г.

Дмитрий Орешкин: «Государство превращается в конфедерацию мафий»

Политолог Дмитрий Орешкин рассказал Открытой России о том, как происходит распад государственных институтов в сегодняшней России


Путин привел страну в такую точку, когда надо принимать какое-то фундаментальное решение – остаемся мы жить среди цивилизованных стран или мы опускаем железный занавес и самоизолируемся. Но это конфликт между европейским выбором и султанским выбором.

В стране пропало государство, как система институтов. Оно окончательно приватизировано какими-то группами, которые сами осуществляют насилие по своему усмотрению. Это даже не сталинский вариант, когда Сталин велел убить и по его приказу убивают. Я вовсе не думаю, что Путин велел убить Немцова, также как я не верю, что Путин велел убить Анну Политковскую или Наталью Эстемирову. Есть другие люди, которые с удовольствием велят и с удовольствием убивают.
Ведь может быть ситуация: 

1. когда само государство становится террористическим, превращается в мафию, где один человек определяет, что есть закон, а что нет. Это сталинский вариант. А есть 
2. вариант, при котором государство превращается в ассоциацию мафий и каждая мафия играет какую-то свою игру, и кто первый добежал до главного – тот и прав. 
Похоже, мы получаем сейчас конфедерацию мафий, когда непонятно, кто убивает в каждом конкретном случае, то ли это люди кадыровские, то ли это люди лубянские, то ли это просто кто-то вылез со своей частной инициативой.
В любом случае, это уже не государство, это какое-то новое явление, о котором еще будут писать исследователи.
Консенсус путинских элит кончился, это мне кажется естественно-научным фактом. Он кончился в разных плоскостях. Происходит развал институтов и системы ценностей. И я думаю, это необратимо, это начало конца российской государственности.
Можно ли сравнивать сегодняшнюю путинскую Россию с феодальным обществом, где тоже отсутствовало национальное государство как таковое, где оно заменялось сложной системой вассального подчинения, где тоже постоянно происходили конфликты между разными частями аристократической элиты?
– Да, в чем-то это похоже на феодализм. В некотором смысле это можно считать прогрессом по сравнению со сталинской эпохой:
1. когда государство было рабовладельческим, не давало людям вообще никакой свободы. Государство такой модели давало лишь угол и кусок хлеба, и если ты хороший раб, тебе давали лучшую пайку – зарплату не в 200 рублей, а в 250, а если ты плохой раб – тебя сажали за тунеядство. 
2. на смену этому пришло что-то похожее на феодализм. Какие-то признаки феодализма у нас есть.
Но самое маленькое феодальное государство отличается от самой большой мафии тем, что даже в феодальном государстве существуют прописанные на бумаге законы и ограничения, которые это государство вынуждено соблюдать. Английский король Иоанн Безземельный соблюдал Великую хартию вольностей, и был специальный орган, который следил за соблюдением этих кондиций. Но у нас сейчас нет и этого.
В конфедерации мафий никакой закон, даже феодальный, того же Кадырова не сдерживает. Кадыров может:
1. убить, кого хочет, 
2. может вести свою внешнюю политику, 
3. может проводить свою религиозную политику, 
4. может заставлять женщин носить хиджаб, а 
5. может и не заставлять, вне зависимости от того, что думает об этом Верховный суд России. 
Мафия живет по неписанным законам, по понятиям.
Таким образом, целью российского протестного движения, по сути, является восстановление государства в его нормальной форме, не в феодальной, рабовладельческой и не в формате конфедерации мафий?
– Да, конечно, требование:
1. соблюдения законов, 
2. честных выборов,
3. независимого суда, 
4. требование того, чтобы не было произвола, 
5. чтобы не убивали на улицах 
– это требования, по сути, восстановления нормально функционирующего государства. И здесь абсолютно прав Михаил Ходорковский, который говорит, что самое главное – вернуться к правовым основам.
Нормальное государство – это когда люди, имеющие власть, люди с пистолетами, соблюдают законы

Но они считают, что законы – это для лохов, правила дорожного движения – это для лохов, а настоящие люди должны ехать по встречке с мигалкой. Кстати, вот именно эта черта в культурном плане как раз абсолютно феодальная – если едет местный феодал или тем более король, простой люд должен остановить свои повозки, освободить дорогу и встать на обочине на колени. 

Примерно то же самое и сейчас: мент в громкоговоритель приказывает людям прижаться на машине к обочине, потому что едет кортеж. И мало кто задумывается, что это элемент феодальной культуры – не политики, не экономики, а именно культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий