11 января 2017 г.

Валентин Катасонов: Новый глава МЭР тоже занялся «экономической астрологией»

 Я думаю, что, скорее всего, новый министр будет «клоном» предыдущего, потому что Улюкаев очень любил заниматься «экономической астрологией». У меня есть сильные подозрения, что такое же увлечение будет у нового министра.
Наши чиновники эти ритуальные слова постоянно произносят – что необходимо изменение структуры экономики, что необходимо импортозамещение. Это же мантры, которые произносятся 25 лет, причем они не имеют никакой юридической силы. Если министр говорит про импортозамещение – вы тогда будьте добры все это оформить в виде программы, программу утвердите на заседании Правительства, назначьте ответственного за исполнение программы, и соответственно контролируйте каждый год ход реализации этой программы. Вот тогда можно говорить о чем-то, а это все – болтовня, которая длится уже 25 лет.
Это вербальные интервенции — даже формулировки, что «необходимо предусмотреть какие-то инструменты, которые могут потребоваться». Ребята, эти инструменты должны были быть задействованы еще вчера. Если они не задействованы вчера – значит, их надо сегодня задействовать. Почему вы об этом ничего не говорите? Вы все время говорите о каком-то далеком будущем.
Тот же самый контроль над движением капитала – это же надо делать немедленно. Вот так называемые позитивные тренды в экономике России – это же ничто иное, как «горячие деньги», спекулятивный капитал сейчас пошел в Россию. Меня это не радует, а, наоборот, напрягает, потому что понятно, что сейчас будут разогревать наш рынок, будут опять надувать пузырь, а после этого произойдет резкий обвал. А страны, которые мы иногда так высокомерно называем «полуколониальными» – даже они вводят какие-то меры контроля не только на выходе капитала, но и на входе. У нас ничего этого нет.
Я знаю, как делаются у нас ведомственные экономические прогнозы – они переписывают их из прогнозов Всемирного банка, Международного валютного фонда. Там, по крайней мере, хоть какое-то приличие соблюдается, но все равно они не могут сказать даже что будет через месяц. Прогноз – это инструмент манипуляции, как пишут в некоторых умных книжках, ожиданиями, рыночными ожиданиями как покупателей, так и продавцов, как инвесторов, так и кредиторов. Но практически никогда не пишут, как эти прогнозы исполняются или не исполняются.
Так вот в МВФ и МБРР каждый месяц проводят корректировку своих прогнозов. Что же это за прогноз, если они каждый месяц его пересматривают? А если посмотреть на прогнозы каких-нибудь экономических гуру, то там, как правило, всегда «в молоко».
И МЭР тоже не любит потом давать оценку отклонений своих прогнозных показателей. Ну, а что касается Улюкаева, то замечено, что он со временем стал увлекаться сверхдлинными прогнозами. Это такой интересный ход, интересный прием – условно «я буду говорить, что будет в 2050 г., все равно до этого времени не доживу, никто меня не уличит».
Так что Орешкин – он еще молодой, начинающий, но, думаю, он может быстро наверстать и догнать нашего уже бывшего «астролога» Улюкаева. И надо сказать, что это какая-то вообще «повальная чума» по увлечению «экономической астрологией». Я не шучу, потому что в новом году у меня вышла статья, которая прямо так и называется «Экономические прогнозы как отрасль астрологии». Я ссылаюсь на достаточно авторитетных экономистов, которые тоже внесли в свое время вклад в развитие «экономической астрологии».
Я ссылаюсь на достаточно авторитетных экономистов, которые тоже внесли в свое время вклад в развитие «экономической астрологии», но большинство из них уже в преклонном возрасте, некоторые даже уже ушли из жизни, но, тем не менее, видимо, уходя, они посчитали, что надо успеть покаяться в тех грехах, которые они успели наделать.
В частности это Джон Гэлбрейт, он про эти прогнозы писал; это, конечно, и известный игрок на мировых финансовых рынках – Джон Богл. Он как раз говорит о том, что ребята с «Уолл-стрит» занимаются этими цифровыми, числовыми манипуляциями. А в 2013 г. вышла книга в переводе на русский язык Джона Богла – «Не верьте цифрам! Размышления о заблуждениях инвесторов, капитализме, «взаимных» фондах, индексном инвестировании, предпринимательстве, идеализме и героях». Уж он-то знает, как делается статистика, и для чего она делается.
Думаю, что часть экономистов это понимают, просто это некая такая «корпоративная солидарность» – врем, но никому об этом не говорим. Так что, думаю, наш молодой Орешкин либо сам принадлежит к этой «корпорации», либо он — что еще хуже — не понимает правила, по которым живут члены этой самой «корпорации», а является просто ретранслятором.

Комментариев нет:

Отправить комментарий