17 июня 2015 г.

Если кто-то считает Путина и его окружение безрассудными, то я готова этому возразить — они точно не самоубийцы

Западные эксперты, специализирующиеся на жалобах россиян, должны повнимательнее прислушаться к Кремлю. И Путин, и Лавров уже предупредили Запад о следующем пункте меню, который они выбрали. Как сказал Путин, «украинский кризис» в целом не про Украину: «Он возник, как ответ на действия Америки и ее западных союзников, которые считают, что являются «победителями» в холодной войне, и, как следствие, приписывают себе право навязывать свою волю во всем мире». В Мюнхене в этом году Лавров признал, что украинский кризис является лишь инструментом, который должен заставить Запад согласится на «переговоры о новой системе безопасности на основе повторного подтверждения Хельсинкских принципов». Уловили суть? С точки зрения Кремля должен произойти пересмотр мирового порядка таким образом, чтобы предоставить России более достойную для нее роль – возможно, даже лидирующую.
Проблема состоит в том, что никакие уступки Запада по этому вопросу не будут достаточно удовлетворительными для Кремля, потому что основой его выживания является воспроизведение «Веймарского синдрома», а это, в свою очередь, означает, что они постоянно будут ожидать новых уступок. На какие бы уступки не шел Запад, они всегда будут терпеть неудачу, потому что Кремлю важно всегда оставлять на порядке дня свое недовольство. Чем глубже Россия сползает в кризис, тем важнее для российской элиты сохранять дискуссию об «унижении» России.

Как ни странно, все эти «обиды» не помешали планам Москвы по переформатированию мирового порядка! Как это… по-русски! Один российский писатель 19 века сказал о национальном характере своей страны так: «Пока у русского флигель валится, он дает советы о том, как выпрямить Пизанскую башню!».
Во любом случае, Запад должен быть готов к тому, что придется играть еще один раунд игры под названием «Накорми Зверя». Мне интересно, какие объяснения придумают они для оправдания новой фазы кремлёвского негодования.
Понимают ли они, что, игнорируя подлинные внутренние проблемы России, они только углубляют свои комплексы, и помогают коррумпированной элите сохранить свой контроль над страной? Если они этого не понимают, то чего стоит их профессионализм? Если они действительно понимают, что происходит в России, а также понимают реальные причины нынешнего противостояния, то почему повторяют песенку Кремля?
Это не назовешь беспрецедентным случаем в истории. В сталинские времена западные интеллектуалы демонстрировали свою поддержку советской системы управления и ее лидеров. Среди них известные европейские писатели Бернард Шоу, Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер, Герберт Уэллс, и Андре Жид. Все они были великими мыслителями, искавшими альтернативу капитализму. Кроме того, у этих людей было оправдание: они не знали советской действительности. Когда у них оказалась возможность взглянуть на советскую реальность, то они были в ужасе, как Андре Жид, который после посещения СССР в 1936 году написал о «покоренном и затерроризированом духе». Однако сегодня препятствий для лицезрения русского пейзажа намного меньше, поэтому наивность и невежество в данном вопросе менее простительны.
Вот еще парочка вариаций на тему концепции «униженного»: россияне не могут жить в нормальном мире (с западной точки зрения) и не готовы жить в правовом государстве. «Перестаньте думать, что Россия будет жить по западным правилам и понятиям», — предупреждает Федор Лукьянов. Возможно, Лукьянов не может жить «по западным правилам», но есть ли у него право говорить от моего имени, или от имени всех россиян?
К сожалению, есть группа уважаемых западных экспертов, которые сходятся во мнении, что у россиян нет либерального будущего. Ричард Пайпс, историк и автор таких ужасающих книг, как «Россия при старом режиме» и «Российская революция», считает, что россияне безнадежны и не хотят свободы. «Путин не является авторитарным правителем, который вернул страну в прошлое, где правила ничего не значат. Это то, чего большинство россиян, по-видимому… хотят. Путин лишь отвечает на их запрос», — говорит Пайпс. Его оценка говорит нам, что понимание истории не всегда помогает объяснить настоящее. Один из сторонников уступок Томас Грэм присоединяется к Пайпсу: «Я согласен. То, что мы видим сейчас, совпадает со старой традицией российского государства». Это может быть истолковано только одним способом: русские несут в себе особый ген, который не позволяет им жить в правовом государстве, соблюдающем международные конвенции. Это означает, что мы, русские, хищный народ, который может жить только под гнетом правителей, подчиняя другие народы. Если они действительно так думают, то это не просто снисходительное видение россиян, но даже расистское.
Одной из последних вариаций концепции «унижения» является попытка доказать, что россияне готовы жертвовать, терпеть лишение своих прав, и сплотиться вокруг своих лидеров, если Запад оказывает на них давление. «Внешнее давление является поводом для национальной гордости даже для тех, кто недоволен правительством», — говорят многие. Представители российских либералов поддерживают подобную линию: «Чего западные политики не понимают, так это того, что [санкции] вряд ли помогут подорвать режим. Они подтолкнут россиян сплотиться вокруг власти… У русских есть давняя традиция защищать своих соотечественников от посторонних» (Андрей Колесников). Этот аргумент вписывается в снисходительный подход.
Россиянам действительно не удалось реформировать свою страну и защитить достоинство своего народа. Сегодня кажется, что Россия отдалилась от принципов правового государства больше, чем в любое другое время со времен распада Советского Союза. Действительно ли русские безнадежны? Почему же тогда россияне за 20 лет ни разу не проголосовали за коммунистов или националистов? Почему же они поддержали Ельцина и Путина (когда у них еще была свобода выбора), которые заявили о поддержке принципов свободы и перемен? Почему россияне по-прежнему выходят на улицы (хотя и меньшинство), чтобы бороться за свои права? И как бы другие народы реагировали на всепроникающую пропаганду и репрессии, если правящая элита узурпировала всю власть? Эти вещи были бы серьезным испытанием даже для более развитых стран.
Россия действительно погрязла в тьме, но не потому, что русские сами не могут жить в правовом государстве, а потому, что их элита не в состоянии править свободным обществом; потому что либералы предали либерализм, поддерживая персонализированный режим; и потому что интеллектуалы предпочитают служить власти, а не народу. Если бы не эти предательства, сегодня была бы альтернативная Россия. Это печальная история, но она не уникальна.
Даже деморализованные и запуганные, не имея традиции свободы, на которую можно опираться, с клеймом нелояльных и непатриотичных, находясь в условиях войны с либеральном миром, многие россияне все еще придерживаются современных ценностей. Обратите внимание на результаты опросов: 75% опрошенных говорят, что «общество должно контролировать власть», и только 18% сказали, что «власть не должна контролироваться народом». 49% россиян хотели бы видеть Россию страной «с высоким уровнем жизни», против 47% предпочитающих, чтобы Россия была «сверхдержавой, которой боятся».
Этот опрос доказывает, что Кремль и обслуживающие его эксперты не смогли полностью промыть мозги населению. Более того, несмотря на активную антизападную кампанию, 60% русских хотят «сближения с Западом», и еще 40% выступают за восстановление «дружественных отношений» с Украиной. Кроме того, только 16% готовы идти на жертвы ради власти. (Все данные взяты из опроса ЛЕВАДА-центра, проведенного в марте 2015 года). Если эти результаты верны, то наши эксперты по «унижению» не заслуживают своей зарплаты.
Вот еще один аргумент, который должен заставить усомниться в том, что лояльность к властям является частью генетического кода россиян: Кремль усиливает репрессивный режим и модель сдерживания. Зачем это Кремлю, ведь это несет в себе целый ряд неприятных последствий, как дополнительная маргинализация России и угрозы благосостоянию российской элиты, живущей на ренту? Почему Путин не захотел поддерживать свой мягкий авторитарный стиль правления, имитируя при этом интеграцию с западными странами? Если кто-то считает Путина и его окружение безрассудными, то я готова этому возразить — они точно не самоубийцы. Отмечу, что кремлевский режим понял, что растущая волна гнева, недовольства и жажды перемен угрожает ему и требует принятия ответных мер. Очевидно, что Кремль как раз не считает, что русский народ на генетическом уровне отвергает свободу.
Источник: Свободная Зона http://www.szona.org/teoriya-unizhennoj-rossii-2/#t20c

Комментариев нет:

Отправить комментарий